МБДОУ Детский сад № 16, г. Красноуральск

консультация для родителей


 

 

 

 

 

Консультация для родителей

детей   раннего возраста на тему:

Что такое мелкая моторика и почему важно ее развивать

 

 

 

                

           

 

                                                                       Подготовила:воспитатель Новикова Е.В.

 

 

 

 


 

 

ЧТО ТАКОЕ МЕЛКАЯ МОТОРИКА И ПОЧЕМУ  ВАЖНО ЕЕ РАЗВИВАТЬ

В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике инеобходимости ее развивать. Что же такоемелкая моторика и почему она так важна?

Специалисты в области детской психологии, логопедии уже давно установили,что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степениразвития тонкой моторики руки. Если движения пальцев развиваются «по плану», тои развитие речи также в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает,отстает и развитие речи.

Почему же две эти составляющие таквзаимосвязаны? Дело в том, что наши предки общались  при помощи жестов, добавляя постепенновозгласы, выкрики. Движения пальцев постепенно совершенствовались. В связи сэтим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозгечеловека. Речь развивалась параллельно. Примерно так же развивается речь имелкая моторика у ребенка, то есть сначала начинают развиваться движенияпальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитиесловесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву дляпоследующего формирования речи.

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всейплощади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кистируки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекциикисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть рукикак «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, быловыдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев наформирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малышаговорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но иразвивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания,как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация),воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитиенавыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенкапотребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев,которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнятьмножество разнообразных бытовых и учебных действий.

Как же лучше развивать мелкуюмоторику? Можно делать массаж пальчиков и кистей рук малыша, даватьперебирать ему крупные, а затем более мелкие предметы – пуговицы, бусины,крупы. Хорошим помощником в развитие мелкой моторике станут различныеразвивающие игрушки, которые родители могут сделать сами.

С рождения до 3 месяцеввзрослый согревает руки малыша, делает легкий массаж рук, пальцев кисти. Затемон сам осуществляет рефлекторные движения - схватывает и сжимает погремушку,тянется к подвешенным игрушкам, касается игрушки (бубенчики, колокольчики).

С 4 до 7 месяцев у ребенкапоявляются произвольные движения - он захватывает мягкие игрушки, бусы.

С 6 месяцев поднимает игрушку,рассматривает ее, перекладывает. С 7месяцев взрослый играет с ребенком в "Ладушки", помогает собиратьпирамидку, игрушки-гнезда, матрешку, складывать кубики. Корни всех этихупражнений лежат в народной педагогике. На протяжении многих веков мама илибабушка играли с пальчиками малыша, проговаривая при этом потешки. Так взрослыелюбовно и мудро поучали ребенка.

С 10 месяцев до 1,5 лет  развивая пальчики, можно использоватьследующие потешки:

(поочередно загибаем пальчики)

Этот пальчик — в лес пошел,

Этот пальчик — гриб нашел,

Этот пальчик — занял место,

Этот пальчик — ляжет тесно,

Этот пальчик — много ел,

Оттого и растолстел.

(перебирая пальчики, приговариваем)

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папенька,

Этот пальчик — маменька,

Этот пальчик — Ванечка.

(загибаем пальчики)

От 1,5 лет и старше – полезнораз в день делать пальчиковую гимнастику.

Гимнастика для пальцев рук (по Н.П.Бутовой)

·                    Поставить руки на стол, вращать кисти рук вразных направлениях.

·                    Сложить ладони и разводить пальцы рук.

·                    Сомкнуть пальцы рук, вращать большие пальцы одинвокруг другого.

·                    Выпрямить ладони, указательным пальцем однойруки надавливать на первую фалангу пальцев другой руки, поднимая и опуская их.

·                    С силой сжимать по очереди пальцы левой и правойруки.

·                    По очереди вращать в разные стороны пальцы рук.

·                    Медленное и плавное сжимание вытянутых пальцеврук в кулак; темп упражнения постепенно увеличивается до максимального, потомвновь снижается.

·                    Постукивание согнутыми пальцами рук по столу,вначале совместное, а в дальнейшем – каждым пальцем в отдельности.

·                    Быстрое поочередное загибание пальцев одной рукиуказательным пальцем другой руки.

·                    Вытянуть руки, слегка потрясти кистями, размятькисть одной руки пальцами другой руки.

Тонкую моторику рук развивают такжеследующие виды деятельности:

·                    плетение;

·                    лепка (из пластилина, глины);

·                    нанизывание на нитку бусин, бисероплетение;

·                    различные игры – шнуровки;

·                    конструкторы (чем старше ребенок, тем мельчедолжны быть детали конструктора);

·                    мозаики;

·                    вырезание из бумаги и картона;

·                    вырисовывание различных узоров;

Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть использованы игрыс пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов

"Сидит белка..."

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Взрослый и ребенок при помощи левой руки загибают по очереди пальцыправой руки, начиная с большого пальца.

"Дружба"

Дружат в нашей группе девочки и мальчики

(пальцы рук соединяются в "замок").

Мы с тобой подружим маленькие пальчики

(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).

Раз, два, три, четыре, пять

(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев),

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать

(руки вниз, встряхнуть кистями).

"Дом и ворота"

На поляне дом стоит ("дом"),

Ну а к дому путь закрыт ("ворота").

Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу),

В этот домик приглашаем ("дом").

Наряду с подобными играми могут быть использованы разнообразныеупражнения без речевого сопровождения:

"Кольцо"

кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиковуказательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца; то же упражнениевыполнять пальцами левой руки; те же движения производить одновременно пальцамиправой и левой руки;

"Пальцы здороваются"

Соединить пальцы обеих рук "домиком". Кончики пальцев поочереди хлопают друг по другу, здороваются большой с большим, затемуказательный с указательным и т.д.

"Оса"

выпрямить указательный палец правой руки и вращать им; то же левой рукой;то же двумя руками;

Занятия по развитию мелкой моторики необходимо проводить систематическипо 2-5 минут ежедневно. Несмотря на то, что вначале многие упражнения даютсяребенку с трудом, они приносят ему много радости, как от достигаемыхрезультатов, так и от простого общения с мамой. Пальчиковая гимнастикаспособствует развитию мелкой моторики, речи, основных психических процессов, атакже коммуникативности. К концу дошкольного возраста кисти рук ребенкастановятся более подвижными и гибкими, что способствует успешному овладениюнавыками письма в будущем.

 

19 февраля 2017 в 14:39

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.