МБДОУ Детский сад № 16, г. Красноуральск
консультация для родителей
Консультация для родителей
детей раннего возраста на тему:
Что такое мелкая моторика и почему важно ее развивать
Подготовила:воспитатель Новикова Е.В.
ЧТО ТАКОЕ МЕЛКАЯ МОТОРИКА И ПОЧЕМУ ВАЖНО ЕЕ РАЗВИВАТЬ
В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике инеобходимости ее развивать. Что же такоемелкая моторика и почему она так важна?
Специалисты в области детской психологии, логопедии уже давно установили,что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степениразвития тонкой моторики руки. Если движения пальцев развиваются «по плану», тои развитие речи также в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает,отстает и развитие речи. Почему же две эти составляющие таквзаимосвязаны? Дело в том, что наши предки общались при помощи жестов, добавляя постепенновозгласы, выкрики. Движения пальцев постепенно совершенствовались. В связи сэтим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозгечеловека. Речь развивалась параллельно. Примерно так же развивается речь имелкая моторика у ребенка, то есть сначала начинают развиваться движенияпальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитиесловесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву дляпоследующего формирования речи. Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всейплощади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кистируки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекциикисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть рукикак «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, быловыдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев наформирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малышаговорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но иразвивать движения пальцев рук, или мелкую моторику. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания,как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация),воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитиенавыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенкапотребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев,которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнятьмножество разнообразных бытовых и учебных действий. Как же лучше развивать мелкуюмоторику? Можно делать массаж пальчиков и кистей рук малыша, даватьперебирать ему крупные, а затем более мелкие предметы – пуговицы, бусины,крупы. Хорошим помощником в развитие мелкой моторике станут различныеразвивающие игрушки, которые родители могут сделать сами. С рождения до 3 месяцеввзрослый согревает руки малыша, делает легкий массаж рук, пальцев кисти. Затемон сам осуществляет рефлекторные движения - схватывает и сжимает погремушку,тянется к подвешенным игрушкам, касается игрушки (бубенчики, колокольчики). С 4 до 7 месяцев у ребенкапоявляются произвольные движения - он захватывает мягкие игрушки, бусы. С 6 месяцев поднимает игрушку,рассматривает ее, перекладывает. С 7месяцев взрослый играет с ребенком в "Ладушки", помогает собиратьпирамидку, игрушки-гнезда, матрешку, складывать кубики. Корни всех этихупражнений лежат в народной педагогике. На протяжении многих веков мама илибабушка играли с пальчиками малыша, проговаривая при этом потешки. Так взрослыелюбовно и мудро поучали ребенка. С 10 месяцев до 1,5 лет развивая пальчики, можно использоватьследующие потешки:
(поочередно загибаем пальчики) Этот пальчик — в лес пошел,
Этот пальчик — гриб нашел,
Этот пальчик — занял место,
Этот пальчик — ляжет тесно,
Этот пальчик — много ел,
Оттого и растолстел.
(перебирая пальчики, приговариваем)
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папенька,
Этот пальчик — маменька,
Этот пальчик — Ванечка.
(загибаем пальчики)
От 1,5 лет и старше – полезнораз в день делать пальчиковую гимнастику. Гимнастика для пальцев рук (по Н.П.Бутовой)
· Поставить руки на стол, вращать кисти рук вразных направлениях. · Сложить ладони и разводить пальцы рук. · Сомкнуть пальцы рук, вращать большие пальцы одинвокруг другого. · Выпрямить ладони, указательным пальцем однойруки надавливать на первую фалангу пальцев другой руки, поднимая и опуская их. · С силой сжимать по очереди пальцы левой и правойруки. · По очереди вращать в разные стороны пальцы рук. · Медленное и плавное сжимание вытянутых пальцеврук в кулак; темп упражнения постепенно увеличивается до максимального, потомвновь снижается. · Постукивание согнутыми пальцами рук по столу,вначале совместное, а в дальнейшем – каждым пальцем в отдельности. · Быстрое поочередное загибание пальцев одной рукиуказательным пальцем другой руки. · Вытянуть руки, слегка потрясти кистями, размятькисть одной руки пальцами другой руки. Тонкую моторику рук развивают такжеследующие виды деятельности:
· плетение; · лепка (из пластилина, глины); · нанизывание на нитку бусин, бисероплетение; · различные игры – шнуровки; · конструкторы (чем старше ребенок, тем мельчедолжны быть детали конструктора); · мозаики; · вырезание из бумаги и картона; · вырисовывание различных узоров; Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть использованы игрыс пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов "Сидит белка..."
Сидит белка на тележке, Продает она орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому. Взрослый и ребенок при помощи левой руки загибают по очереди пальцыправой руки, начиная с большого пальца. "Дружба"
Дружат в нашей группе девочки и мальчики (пальцы рук соединяются в "замок"). Мы с тобой подружим маленькие пальчики (ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук). Раз, два, три, четыре, пять (поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев), Начинай считать опять. Раз, два, три, четыре, пять. Мы закончили считать (руки вниз, встряхнуть кистями). "Дом и ворота" На поляне дом стоит ("дом"), Ну а к дому путь закрыт ("ворота"). Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу), В этот домик приглашаем ("дом"). Наряду с подобными играми могут быть использованы разнообразныеупражнения без речевого сопровождения: "Кольцо"
кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиковуказательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца; то же упражнениевыполнять пальцами левой руки; те же движения производить одновременно пальцамиправой и левой руки; "Пальцы здороваются"
Соединить пальцы обеих рук "домиком". Кончики пальцев поочереди хлопают друг по другу, здороваются большой с большим, затемуказательный с указательным и т.д. "Оса"
выпрямить указательный палец правой руки и вращать им; то же левой рукой;то же двумя руками; Занятия по развитию мелкой моторики необходимо проводить систематическипо 2-5 минут ежедневно. Несмотря на то, что вначале многие упражнения даютсяребенку с трудом, они приносят ему много радости, как от достигаемыхрезультатов, так и от простого общения с мамой. Пальчиковая гимнастикаспособствует развитию мелкой моторики, речи, основных психических процессов, атакже коммуникативности. К концу дошкольного возраста кисти рук ребенкастановятся более подвижными и гибкими, что способствует успешному овладениюнавыками письма в будущем.
19 февраля 2017 в 14:39
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.